Язык не поворачивается назвать сезон 1969/70 успешным для «Реала» и «Барселоны». «Блаугранас» финишировали четвертыми, уступив «Атлетико», «Атлетику» и «Севилье», а «Реал» только шестым. Для бланкос это была катастрофа. Начиная с первого Кубка европейских чемпионов 1955/56 там всегда выступал королевский клуб.
Во всех этих розыгрышах участвовал Пако Хенто. И вот «Реал» впервые пролетел мимо главного клубного турнира. «Сливочным» светила крайне неприятная перспектива вообще остаться без еврокубков. У клуба оставалась возможность попасть в Европу лишь через черный ход — выиграв Кубок Испании.
Ненавистники «бланкос» насмехались, что в случае провала команда примет участие в Кубке Ярмарок. В этом турнире занятое командой место не имело никакого значения. Организаторы приглашали к участию в нем коллективы, которые бы могли поднять престиж. А какой из клубов тогда мог бы заставить болельщиков приковать большее внимание к турниру, чем «Реал»?
Президент «сливочных» Сантьяго Бернабеу никогда не скрывал, что он думает о Кубке Ярмарок: «это местечковый турнир». «И вот теперь напыщенному президенту «Реала» придется забыть о громких словах и принять участие в этом неполноценном еврокубке», — не могли нарадоваться кулес. Фанаты «Барсы» даже начали петь песенки:
«Миньоны Бернабеу будут играть в провинциальном турнире. Это настоящий уровень так называемого «королевского клуба»».
Футболисты «Реала» прекрасно понимали, что с ними сделает президент в случае вылета из Кубка Испании. Но существовало одно но. В четвертьфинале этого турнира «бланкос» ждали «блаугранас». Ответный Матч, состоявшийся 6 июня 1970 года, стал одним из самых скандальных в истории El Clasico. Путь «Реала» в четвертьфинал трудно назвать впечатляющим. Мадридцы одолели «Кастельон» и «Лас-Пальмас». В 1/8 финала поздний гол Мануэля Веласкеса спас «бланкос» от переигровки.
«Барселона» же свои противостояния с «Эспаньолом» и «Сельтой» начинала с поражений, а дома уверенно играла выездные гандикапы. Жребию приспичило свести заклятых «друзей» уже в четвертьфинале. В матче на «Сантьяго Бернабеу» «Реал» победил 2: 0. Второй гол, забитый Амансио, сопровождался громким скандалом. Игроки FCB возмущались, что люди в черном в очередной раз тянут «Реал». Тогда главный арбитр указал на центр, несмотря на то что лайнсмен сигнализировал офсайд.
Этот инцидент подбросил немало дров в костер вечного испанского конфликта. «Барселона» не меньше «Реала» нуждалась в Трофее. «Блаугранас» не выигрывали чемпионат с 1960 года, когда клуб покинул гениальный и эксцентричный тренер Эленио Эррера. За эту декаду «Барса» могла похвастаться лишь двумя кубками генералиссимуса (так тогда окрестили кубок Испании в честь всесильного Франсиско Франко) и Кубок ярмарок (достижения «Реала» были гораздо весомее. «Сливочные» за этот период выиграли 8 чемпионатов Испании, кубок Испании и КЕЧ).
6 июня 1970 года на сцену «Камп Ноу» вышли «Барса», «Реал» и Гурусета. Последний и станет главным «героем» противостояния. Высокий и быстрый арбитр Эмилио Гурусета, несмотря на молодой возраст, уже пользовался среди судей и игроков большим авторитетом. Благодаря своим быстрым ногам он всегда успевал за событиями на поле. Точнее, почти всегда, в чем вскоре убедятся игроки «Реала» и «Барселоны».
До матча же Гурусету называли юным гением, который впервые отсудил матч примеры, когда ему исполнилось лишь 27. Из-за всех этих дифирамб у судьи выросли крылья. Возможно, именно его стремление стать главной фигурой на поле и умножит на ноль карьеру, которая казалась крайне многообещающей. Он обожал изымать лидеров топ-команд. Сурового глаза арбитра избегал лишь «Реал». Гурусета часто закрывал глаза на мелкие грешки «королей».
Этот культовый матч был лучше всего описан барселонским журналистом Мануэлем Васкесом Монтальбаном в журнале Triunfo.
«100 тысяч болельщиков, больше всего в истории «Камп Ноу», поздравили «Реал» невероятным свистом. Такую ненависть вызвал вовсе не гол Амансио в первом матче. Мадрид всегда был для Барселоны огромной занозой в заднице. У «Барсы» откровенно не клеилась игра. И она проигрывала центр поля. К тому же, Гурусета посадил хозяев на свисток.»
Начиная с 1968 года над всеми испанским арбитрами нависала тень Антонио Риго (этот арбитр судил финал Кубка на «Бернабеу», в котором, по мнению мадридцев, не поставил два чистых пенальти в ворота FCB). После того как Антонио оскорбил «Реал», его больше не ставили на большие матчи и ходили слухи, что его вскоре отправят в ссылку в Сегунду.
«Барселона» пытается атаковать. Но кто же будет забивать? Команде не хватает убийственных форвардов. Что является главной силой нашего коллектива? 50-60 тысяч настоящих фанатов. Именно они и являются «Барсой». Они и воспоминания. И вдруг в конце первого тайма Рексач выстрелил из-за пределов штрафной. Мяч попал в стойку отскочил в другую штангу, а от нее в ворота.
После этого на трибунах началось настоящее безумие. В начале второй половины игры складывалось впечатление, будто Гурусету подменили. Он свистнул несколько неочевидных фолов игрокам «Реала». К сожалению, я ошибся. На 51-й минуте арбитр покажет свое истинное лицо. «Реал» проводит молниеносную контратаку, в результате которой Веласкес падает после столкновения с защитником «Барсы» Рифе.
Комбинация «бланкос» оказалась настолько стремительной, что прытконогий Гурусета не успел за ней; он уснул в центре поля. Однако это не помешало судье показать на точку. «Камп Ноу» на несколько секунд затих. А потом взорвался. «Блаугранас» во главе с вратарем Рейной пытались доказать арбитру, что нарушение произошло за пределами штрафной.
Болельщики начали вырывать сиденья и метать их на газон. Эти сиденья напоминали мне маки на поле. Рексач, Рифе, Торрес и Рейна покидают поле, за ними следуют и другие игроки «блаугранас». «Дождь» с сидений становится еще более интенсивным. Через несколько минут тренеру «Барсы» Вику Бакингему удалось убедить своих подчиненных вернуться на поле.
Амансио уверенно реализует приговор Гурусеты. Эладио начинает громко аплодировать рефери. Защитник «блаугранас» не ограничился лишь аплодисментами: «как тебе не стыдно, мадридская? Можешь запихнуть себе этот кубок в сраку». Гурусета оценил ораторские способности Эладио красной карточкой. Стадион начал обливать арбитра грязью и призвал своих любимцев покинуть поле. Играть в футбол становится все труднее из-за «маков», разбросанных по лужайке.
Сначала Гурусета попытался убрать сиденье. Но потом судья махнул на это рукой. Он быстро понял, что не сможет самостоятельно устранить с газона 20-30 тысяч «маков». А когда на поле начали появляться первые болельщики, Гурусета наложил в штаны. Преодолевая путь к раздевалке, он развил скорость, которой мог бы позавидовать Джим Хайнс (двукратный чемпион ОИ 1968, первый атлет, пробегавший стометровку быстрее 10 секунд). Эмилио, где же был этот впечатляющий темп на 51-й минуте?
Поле быстро затапливает море кулес: 5, 6 а может и 10 тысяч фанатов размахивают флагами, скандируют: «Барса! Барса! Барса!»и продвигаются к президентской ложе. Для многих болельщиков это был лучший матч в их жизни. Они почувствовали себя настоящими героями. Цвета лета, энтузиазм тел, зеленый газон, из которого прорастают маки-сиденья, темно-синее небо, фейерверки, сотни стягов. Это сказочное зрелище поразило даже миллионеров, которые на матчах, как правило, безмятежно курили сигары.
Теперь они в пылу кричали: «Наконец-то! Наконец!»Болельщики отлично играли на поле. Одни играли в футбол сиденьями, другие ходили на руках. Это была настоящая Фиеста. Фанаты без остановки аплодировали и скандировали: «Барса! Барса! Барса!»Несмотря на поражение, с которым уже все смирились, каталонцы чувствовали себя моральными победителями. Они думали, что им по силам одолеть ненавистный «Реал», негодяя Гурусету, испанскую футбольную федерацию да и самого Франко. В этот незабываемый момент можно было свободно дышать полной грудью».
Однако, как это часто бывает, суровая реальность мгновенно напомнила о себе. Полиция, вооруженная дубинками, набросилась на болельщиков. «Кулес» не могли ничего поделать против грубой силы и отвечали лишь многоголосым «полиция убивает!». Десятки фанатов тогда получили серьезные травмы, но, к счастью, обошлось без смертей.
Технический директор «Реала» Кальдерон так отреагировал на события в Барселоне:
«такое может случиться только в глухой деревне. У каталонской прессы даже закончились эпитеты, чтобы оскорблять нас, но это ерунда. То что позволили себе игроки и болельщики «блаугранас» во время матча, не лезет ни в какие ворота. Эти позорные беспорядки еще раз подтвердили плохую репутацию «Барселоны»».
На самом деле в событиях 6 июня 1970 года нет ничего удивительного. Пенальти, назначенный за фол, случившийся в полуметре от штрафной, разбудил Барселону, которая давно ждала подходящего случая, чтобы проснуться. Это был бунт против Мадрида-города, Мадрида-столицы, Мадрида-власти, Мадрида-колыбели франкизма, подавлявшего все каталонское. Десять лет без чемпионского титула, остракизм Риго, гол Амансио в первом матче и этот пенальти. Все эти события наложились, что и привело к масштабному взрыву.
Эффект усилило и то, что как раз тогда «Барселона» боролась за право быть главным символом Каталонии или хотя бы разделить эту честь с Черной Мадонной Монсератской или хором Orfeó Català. «Бернабеу» также не остался в стороне от скандала. Он цинично заявил:
«Я не понимаю, почему они возмущаются. Ведь не увидеть пенальти в том эпизоде мог только слепой. Гурусета отлично справился со своей работой».
В течение нескольких недель мадридские и барселонские акулы пера кромсали друг друга. Каталонцев сильно разозлила фотография в официальной газете «Реала», на которой линию штрафной провели так, что выглядело как будто Рифе действительно сбивал Веласкеса в его пределах.
Однако, «кулес» не ошиблись, когда провозгласили себя моральными победителями четвертьфинала. Благодаря делу Гурусеты в клубе в очередной раз воцарилось единство, которое существенно поколебали выборы президента, на которых Агустин Монталь победил Педро Барета. Побежденный был гениальным финансистом и сочетал в себе черты, которые помогали делать карьеру во франкистскую эпоху: смелость и большие амбиции. А вот победитель был сыном Агустина Монталя, который занимал президентское кресло «Барсы» с 1946 по 1952.
Это были вторые выборы президента FCB за какие-то три года. В 1969 Нарсиса де Каррераса обвинили в скверных результатах и провале переговоров с Эленио Эррерой, с которым «Барселона» в последний раз принимала чемпионский титул. Тогда Барета уступил Монталю лишь 12-ю голосами, поэтому он надеялся вскоре занять тепленькое место. Так, вскоре после выборов журнал, принадлежавший Педро, вышел с заголовком: «Монталя избрали президентом, но сосиос с Баретом».
Дело Гурусеты закалило Монталя и после нее Педро понял, что его шансы сбросить Агустина теперь равны нулю. Президент утверждал, что ошибка судьи вовсе не единичный случай. «Барселону» уже очень долго притесняют.
«Мы давно служим офирным козлом для федерации. Вспомните хотя бы что сделали с Риго после финала. Так что теперь над каждым арбитром, обслуживающим матч Реала, висит дамоклов меч».
«Они боятся ошибиться, ведь понимают, что тогда кара будет страшна. И часто из-за этого чуточку тянут «бланкос» за уши. А давайте еще вспомним истории из ориунди. Возможно, у некоторых из них действительно фальшивые документы, но почему, когда таких игроков берет «Реал», тогда все в порядке. А вот когда мы хотим ориунди, тогда нам постоянно ставят палки в колеса. Разве наши ориунди менее испанские, чем мадридские. Также я считаю недопустимыми слова Кальдерона, который назвал «Барселону» глухой деревней».
Фанаты «Реала» да и «кулес» гадали, что после беспорядков «Камп Ноу» дисквалифицируют. И надолго. Но теперь ветер подул в другую сторону. «Барса» откупилась смешным штрафом в 90 тысяч песет. А Эладио за оскорбление арбитра получил лишь два матча бану. Главной жертвой событий на «Камп Ноу» стал … Гурусета. Его отстранили от судейской деятельности на впечатляющие шесть месяцев. Эмилио наказали за то, что он»спровоцировал массовые беспорядки».
Хотя Монталю не удалось добиться доигровки матча с 51-й минуты, однако все «кулес» чувствовали себя победителями. Поскольку они теперь могли ходить на матчи, а ненавистный Гурусета отбывал полугодовой бан. Также Агустин не только получил разрешение на строительство в сердце Каталонии ледового дворца «Палау-де-Жель» (там до сих пор играет хоккейная Барселона), но и получил от правительства 50 миллионов песет на этот проект.
Гурусета, после отбытия дисквалификации, которую многие назовут возмутительной, больше никогда не будет судить ни одного официального матча «Барселоны». Было несколько попыток поставить Эмилио на поединок «блаугранас», однако все эти попытки терпели крах вплоть до 10 августа 1985 года. Тогда Гурусета стал арбитром товарищеского матча между «Барселоной» и бразильским «Гремио». На этот раз Эмилио старался держаться в тени. И, как хороший арбитр, остался незаметным.
Один из самых авторитетных испанских футбольных журналистов Альфредо Реланьо в своей книге, посвященной истории El Clasico, рассказывает как спустя много лет после печально известного матча встретился с Гурусетой:
«Контратака случилась мгновенно и я просто на успел за ней. Я действительно был слишком далеко от штрафной. Однако мне показалось, что это был пенальти. Поэтому я и указал на точку», — объяснял свое решение Эмилио.
А вот взгляд самого Альфредо:
«Я думаю, что Гурусета хотел показать насколько он смел. Только он может поставить неоднозначный пенальти в ворота «Барселоны» в матче против «Реала» на «Камп Ноу». Именно поэтому Эмилио увидел одиннадцатиметровый там, где его не было».
Реланьо также общался с Веласкесом:
«Во время игры я не понял был ли фол в штрафной или за его пределами. Но просмотрев видео и фото я понял, что судья ошибся. Правда, в этом нет ничего удивительного. Мы провели разительную контратаку, за которой арбитр отнюдь не мог уследить. Рифе скосил меня, а я взлетел в воздух и приземлился аж в штрафной».
Жизнь Гурусеты без «Барселоны» была не такой уж скверной, правда, короткой. У него была хорошая репутация. И его часто ставили на матчи «Реала», где он по старой привычке ошибался в пользу королевского клуба. Эмилио мог бы еще долго судить, однако 25 февраля 1987 года погиб в автокатастрофе, врезавшись в грузовик, припаркованный на обочине.
По злой иронии судьбы, он ехал на кубковый матч «Реала». Через 10 лет после аварии вытащат еще один скелет из шкафа скандального арбитра. Экс-президент Андерлехта Констант Ванден Сток признался, что в 1984 году подкупил Гурусету. Судья продался за миллион бельгийских франков.
Тогда в полуфинале Кубка УЕФА «Андерлехт» встречался с «Ноттингемом». В первом матче «лесники» не оставили шансов гостям, выиграв 2:0. А вот в поединке в Бельгии Гурусета сказал свое веское слово. Бельгийцы победили со счетом 3:0, а ключевой второй гол на 60-й минуте Кеннет Брюде забил с пенальти, придуманного Эмилио. Ванден Сток заявил, что эту операцию он провернул через своего доверенного работника, которого называл «специалистом по грязным делам».
После этих слов экс-президента, УЕФА провело собственное расследование, которое подтвердило все сказанное бельгийцем. Чиновники на год дисквалифицировали «Андерлехт» из еврокубков, а Ванден Сток получил пожизненный бан. Гурусета, который уже 10 лет находился в лучшем мире, не мог сказать ни слова в свою защиту. А вот ассистенты Эмилио утверждали, что эта история была высосана из пальца. Как и одиннадцатиметровый, который Гурусета назначил 6 июня 1970 года.